Что нужно знать, чтобы понимать Лакана, да не у кого спросить

Психоаналитическая школа Психоаналитическая школа — объединение психоаналитиков, близких по своих теоретическим взглядам, клинической технике и этическим принципам. В силу того, что аналитическое знание не может развиваться и распространяться через университетскую, научную или медицинскую систему, школа является оптимальным образованием, в котором — через личный анализ, семинары, картели и клинические ателье — возможно обнаружение знания в его субъективном измерении, исключающее простую передачу от учителя к ученику. Отличительной особенностью школы является дискурс, содержащий не только теоретические выводы, но и предполагающий особое отношение к субъекту в аналитическом процессе, собственную технику психоанализа и способ осмысления клинического материала и формы работы с ним. Так, например, некоторые школы допускают презентацию клинических случаев внутри рабочей группы, исключая из этого рассмотрения позицию аналитика, тогда как другие признают только супервизорскую практику, считая, что симптом непосредственно связан с переносом, а презентация влечёт разрушение отношений в трансфере, поэтому клинический случай нельзя рассматривать в отрыве от позиции аналитика. Школа представляет собой специфическую форму циркуляции психоаналитического знания. В отличие от Фройда, стремившегося к распространению знания о психоанализе через институты, организации и библиотеки в рамках одной структуры — Международной Психоаналитической Ассоциации — её филиалов в разных странах, Лакан практиковал качественно иной способ передачи аналитического знания. Сам Лакан, таким образом, создал, разделил и в последствии распустил несколько психоаналитических школ. На сегодняшний день в мире насчитывается более 50 ведущих международных психоаналитических школ, созданных учениками, последователями и наследниками Лакана: Пасс прохождение Пасс прохождение — особая процедура инициации, принятая в отдельных лакановский школах.

ЛАКАН это:

Будучи практикующим буддистом, я принял участие в зимнем ретрите затворе , проводимом зимой года в международном дзэн буддистском монастыре Вон Кванг Са , расположенным в горном массиве Пилис на севере Венгрии. Возникновение монастыря относится к году, и он следует традиции корейской школы дзэн буддизма Кван Ум , адаптированной к условиям западного общества основателем этой школы, корейским дзэн Мастером Сэунг Сан .

Мастер Сэунг Сан, будучи семьдесят восьмым патриархом корейского дзэн буддистского ордена Чоги , рассматривал в качестве своей миссии распространение корейского дзэн буддизма на Западе и основал первый дзэн центр школы Кван Ум в США, в городе Провиденс, штат Род Айленд , , имеющий в настоящее время десятки ассоциированных центров в обоих Америках, Европе и Азии. Монастырь Вон Кванг Са расположен на территории около 5-ти гектаров и включает несколько строений — зал для медитаций, административный офис, жилые и хозяйственные помещения.

Ведутся работы по постройке основного храмового зала монастыря и других подсобных помещений.

Лакана начал вести семинары, которые были открыты для всех и собирали огромные . Сразу нужно сказать, что здесь понятия смысл и символ являются .. Все страхи и проблемы межличностного общения происходят.

Смотреть полностью Структурный психоанализ Ж. Лакана Взгляды основоположника структурного психоанализа, французского психиатра и философа Жака Лакана остаются одними из самых противоречивых и дискуссионных. При этом под возвращением подразумеваются оригинальная переработка первой топики, а также обращение к идеям, связанным с проблемами первичного нарциссизма и комплекса кастрации. Человеческую психику, по Лакану, составляют явления реального, воображаемого и символического порядка по аналогии с триадой фрейдовской первой топики.

Реальное — это самая сокровенная часть психики, всегда ускользающая от образного представления и словесного описания. Воображаемое есть индивидуальный вариант восприятия символического порядка, субъективное представление человека о мире и прежде всего о самом себе. Это то, что, по мнению Лакана, роднит человеческую психику с психикой животных, поведение которых регулируется целостными образами гештальтами.

Ярким примером этого процесса является узнавание себя в зеркале: Лакан доводит свои мысли до радикального вывода: Кроме того, в этом зеркальном двойнике находится источник не только желания, но и завистливой агрессии. Но субъект является пленником не только своего зеркального образа. Еще до своего рождения человек попадает иод влияние речевого поля других людей, которые выражают свое отношение к его появлению на свет и чего-то от него ждут. Эта речь других людей по лакановской терминологии — речь Другого и формирует символическое субъекта.

Исходя из этого, символическое есть априорный социальный порядок, система языка и вообще любая семиотическая система.

Язык и позиция субъекта: Лакановская структурно-семиотическая концепция субъективности

Русский Без текстуальных изменений мы представляем вашему вниманию доклад, сделанный на немецком языке 9 мая г. Учитывая способ мышления, царивший в то время в среде далеко не неискушенных слушателей, можно попробовать себе представить, как могли быть тогда здесь восприняты термины, которые в первую очередь были взяты нами из Фрейда например, приводимый в данной статье термин"другая сцена". Если задним числом [] используем здесь другой такой термин, теперь распространенный в сфере блестящих умов такая попытка окажется невоплотимой, то знайте, - о данных терминах никто в этой среде тогда не имел ни малейшего понятия.

Известно, что бессознательный комплекс кастрации выполняет функцию узла: Тут проявляется внутреннее противоречие в принятии на себя человеком своего пола:

Понятие жуткого в психоанализе появляется вместе с выходом в свет Лакана жуткое станет ключом к пониманию страха.

Он получил философское образование в Париже, где в то время были очень популярны теории Зигмунда Фрейда. Именно такое образование позволило Лакану взглянуть позже на творчество Фрейда по-новому, опираясь на философию, психиатрию, а также сюрреализм в искусстве. Находясь под влиянием взглядов основателя психоанализа, Лакан защитил в г.

При написании этой работы он использовал технику психоанализа собственной личности и особо концентрировался на возникающем при этом механизме сопротивления. Между тем Зигмунд Фрейд не проявил к его диссертации никакого интереса и мягко дал понять, что его труды не представляют никакого теоретического интереса. Он начал разрабатывать свою первую теорию воображения и осознания, которая сопоставляла доктрины Гегеля и Фрейда.

Очень большое значение для дальнейшего развития взглядов Лакана имело его знакомство с трудами Анри Валлона. Валлон придерживался идеи Дарвина, согласно которой превращение индивида в субъект происходит по законам природной диалектики. В плане этой трансформации, в том случае, когда перед ребенком встает проблема решения собственных конфликтов, опыт зеркала предстает как один из обрядов пути, который протекает примерно между шестым и восьмым месяцами жизни. Он позволяет ребенку осознать себя самого и научиться идентифицировать себя в пространстве.

Этот опыт состоит в первую очередь в освоении и осмыслении перехода от зрительного восприятия к воображаемому, а затем - от воображаемого к символическому. У Лакана стадия зеркала уже не имеет ничего общего ни с реальными стадиями, как и с реальным зеркалом, ни даже с каким-либо конкретным опытом.

13. ЛАКАН И «МАЛХОЛЛАНД ДРАЙВ» ДЭВИДА ЛИНЧА

Фрейда, ранняя и зрелая. Лакана ! Итак, что же это за неотвратимая опасность, от которой прошибает холодный пот и отнимается голос, так ли мы бессильны и беззащитны перед ней - перед тревогой? Место автора эпиграфа на этот раз занял не психоаналитик, а философ: Отношение свободы к вине есть тревога, поскольку свобода и вина все еще остаются возможностями.

«Постмодернистский» разрыв возникает только лишь с Лаканом, поскольку . иллюстрацию фундаментальной двойственности фрейдовского понятия das что во внимание принимается лакановское определение страха (страх .

Жак-Алан Миллер Семинар в Барселоне, посвященный лекции Фрейда"" Целью настоящего семинара является создание некоего механизм - что-то вроде того поворотного круга, который применяется для распределения подвижного состава на железнодорожных путях. Механизм этот мог бы послужить нам для решения целого ряда задач. Во-первых, он позволил бы должным образом разграничить и связать между собою отдельные части наследия Фрейда.

Во-вторых, он позволил бы разграничить и связать между собою все построения, выработанные в процессе эволюции лакановского учения. В-третьих, наконец, он позволил бы разграничить и связать между собою фрейдовское и лакановское наследие. Механизм этот необходим нам также и для того, чтобы дать какие-то ориентиры для ознакомления с той работой, которая была проделана школой Фрейдовского поля в этом году.

То есть, чтобы сориентировать нас - но в то же время, с другой стороны, нас в какой-то степени дезориентировать. Ведь для того, чтобы в вопросе о субъекте анализа сориентироваться, необходимо одновременно в какой-то мере ориентацию утратить, то есть не идти к решению вопроса давно проторенными путями. Немножко заблудиться бывает очень даже полезно. Двучлен смысл-наслаждение [-] Выбор лекции Введения в психоанализ в качестве опорного текста выглядит вполне случайным.

Тем не менее, мы имеем здесь дело с основополагающим моментом как фрейдовского наследия, так и лакановского учения. На первый взгляд это лежит на поверхности -- ведь Фрейд так прямо и говорит: Именно так движется мысль Фрейда во втором цикле его лекций: И то же движение - которое даже в популяризаторских, прочитанных для широкой, не состоящей из профессиональных аналитиков, публики, лекциях Фрейда ясно прочитывается - обнаруживаем мы в развитии учения Жака Лакана.

НЕВРОЗ, ПСИХОЗ, ПЕРВЕРСИЯ

Философия языка и семиотика безумия. Избранные работы [] Руднев Вадим Петрович Тот факт, что Бетти хочет стать актрисой, мечтает о славе кинозвезды, о сладкой жизни и т.

Лакан призывает отказаться от самого понятия психиатриче- Фрейд настаивает на определяющем для этого случая страхе кастра-.

Переход к акту рассмотрен им уже в совершенно иной логике: Именно этот перевод мы находим в русской версии словаря Лапланша и Понталиса. В этом словаре существует две статьи в отношении данного понятия. Лакан использует две оси - ось движения и ось трудностей. Лакан выделяет три способа остановки действия: Перевод этих понятий на русский язык в семинаре несколько усложняет ситуацию. На мой взгляд, в этих словах на русском языке гораздо сложнее заметить то принципиальное различие, которое существует между ними на французском языке.

Также можно отметить и другой экивок, возникающий в этом слове - отсылка к ругательному слову, обозначающему мужской половой орган. И далее, уточняя, он добавляет: В переходе к акту и отыгрывании устанавливается различная связь субъекта с объектом:

Виктор Мазин о книге Ренаты Салецл «О страхе»

Свекровь и невестка В последней части предыдущего текста шла речь о трех регистрах Реального, Символивеского и Воображаемого и их роли в жизни людей и психоанализе. Вернемся к ним, чтобы точнее отделить положения второго концентра от описаний и дефиниций первого концентра. Проследим мысли Лакана о противоречии языка и речи. Лакан задается решением странного вопроса: На планеты мы нисколько не похожи — убедиться в этом факте мы можем в любой момент, но это ничуть не мешает нам о нем забывать.

Мы вообще склонны рассуждать о людях так, словно речь идет о лунах — только и делаем, что вычисляем их массу и гравитацию.

Так, существует взгляд, согласно которому само понятие успешного развития Тем самым заявляет здесь о себе понятие нарциссического страха.

Принципы и противоречия структурного психоанализа Ж. Филиппов . После защиты докторской диссертации в г. Педагогическая деятельность одного из признанных лидеров структурализма проходит под лозунгом"Назад к Фрейду! Это и подобные ему заявления Лакана обнажают сердцевину его структуралистского подхода к психоанализу и мотивируют введение в практику психоанализа лингвистических методов описания психических и психотических проявлений личности. Однако принципы собственно структурного психоанализа, ставшие предметом обсуждения в хх гг.

Введение в Лакана

Чувство жуткого вселяет в нас не то, что нам незнакомо или чуждо, а то, что было нами пережито, но затем вытеснено в область бессознательного. Говоря о жутком, мы оказываемся в той точке, которая находится на пересечении двух кругов: Эта работа поможет нам прояснить некоторые позиции современного искусства. Мы конструкторы той реальности, которая к нам затем возвращается в качестве некой реальности.

Основное внимание уделялось проблеме интерпретации понятия адаптации . И Лакан считал, что именно этим страхом объяснялось и стремление.

Главная Психоанализ Лакан Ж. Теперь вы можете получать деньги, добавляя книги на наш сайт. Подробнее об этом читайте здесь.

Психоанализ депрессий. Мелани Кляйн. Шизо-параноидная позиция. 3 лекция